Где и как снимали «Кавказскую пленницу»


Сценарий фильма «Кавказская пленница», или Новые приключения Шурика» начали писать еще до выхода «Операции Ы», так как сценаристы Морис Слободской и Яков Костюковский заранее были уверены в успехе! Леонид Гайдай на тот момент считал, что Шурик и «троица» (Вицин, Никулин и Моргунов) себя исчерпали, в отличие от руководства «Мосфильма». Там видели какой успех у зрителя вызвала «Операция Ы» и почти в приказном порядке заставляют Гайдая взяться за продолжение.

Изначально сценарий кинокартины состоял из 2-х новелл.  Первая часть, "Кавказская пленница", содержит знакомый сюжет про похищение девушки-студентки Нины, которая приехала на каникулы к родственникам на Кавказ, и была похищена для женитьбы на местном высокопоставленном чиновнике Ахохове. Но Шурик спасает девушку у лап похитителей.

Вторая часть - "Снежный человек и другие". Знаменитый ученый (которого должен был играть Михаил Пуговкин) со своей экспедиционной группой ищет в горах Кавказа живого йетти. Они выходят на его след, но никак не могут поймать. Группе помогают Шура и Нина, которые разоблачают троицу авантюристов: Труса, Балбеса и Бывалого. После неудачного похищения они прячутся в горах от милиции, выдавая себя за снежного человека. В итоге от варианта с новеллами отказались и фильм вышел таким, какой он есть.

Актеров для фильма утвердили достаточно быстро, за исключением главной героини. «Нину» искали очень долго, режиссер просмотрел более 500 фотографий, было проведено множество кинопроб, где на роль рассматривали  Анастасию Вертинскую, Наталью Селезневу, Раису Недашковскую, Жанну Болотову, Ларису Голубкину,  Наталью Величко, но ему никто не понравился. Как всегда, помог случай: Гайдай оказалась на съемках фильма "Формула радуги" в Одессе и там обратил внимания на медсестру, которую играла молодая актриса Наталья Варлей.

Мосфильм, павильоны №4 и №9

21 апреля 1966 года начались съемки «Кавказской пленницы» на Мосфильме. В павильоне №4 возвели декорации дома Джабраила (дяди Нины), а в №9 – «Орлиное гнездо», место пленение главной героини. Многие трюки, за которые зрители так любят фильм, придумывали сами актеры на съемочной площадки. Сцену с уколом предложил Никулин, и сам принес гигантский шприц «жане» из цирка. Александр Демьяненко делал укол в подушку, которая располагалась между ног Моргунова. Когда игла входила до конца, Никулин в перчатке хватал ее и раскачивал шприц из стороны в сторону. За каждый удачно придуманный трюк Гайдай дарил автору 2 бутылки шампанского. За время съемок Моргунов заработал 18 бутылок, Никулин - 24, а Вицин только одну.

Знаменитая песня про султана изначально имела 4 куплета, однако в финальном монтаже музыкальный номер сократили. Связано ли это с цензурой или желанием уменьшить хронометраж непонятно. Однако в Голубом огоньке: Сказки русского леса, вышедшем 31 декабря 1966 года данный музыкальный номер показали целиком. Что примечательно в этой версии отсутствует сцена разговора Джабраила по телефону, на фоне музыки из комнаты

Весной в 9-м павильоне сняли эпизод «ресторан», где главный герой встречается с Джабраилом и колоритными кунаками «жениха». Кстати, на оригинальные костюмы троицы можно посмотреть во время экскурсии по Мосфильму, где они бережно хранятся.

В этих же декорациях (только без столиков) снимают эпизод из начала фильма, где Шурику рассказывают тост про птичку. Также прошли съемки заселения Шурика в гостиницу.

20 мая съемочная группа начала подготовку к переезду и уже 26 отправляется в Алушту, для съемок крымских эпизодов «Кавказской пленницы».

Крым

Как ни странно, но «Кавказскую пленницу» решили снимать в Крыму. Съемки вели сразу в нескольких местах попеременно, начав 1 июня с Алушты.

Алушта

Съемка началась с заглавного эпизода картины: Шурик едет на осле. Далее здесь сняли:

  • двор диспансера;
  • часть погони, где Нина едет на санитарной машине, а Эдику попадает в рот огурец;
  • эпизоды троицы на танцплощадке, сеанс одновременной игры Балбеса в домино и распитие пива;
  • съемка сцены у фасада дома Джабраила с заносом холодильника;
  • тост шашлычника о кибернетике;

В Алушту возвращались и позже, в октябре, чтобы доснять несколько сцен:

  • Нина смеется в толпе на открытии дворца бракосочетаний;
  • Шурик и Нина идут к автобусной остановке;
  • Финальные кадры, где осел помчался за маршруткой.

Симферополь

8 июня рядом с консервным заводом имени 1 Мая сняты эпизоды: «улица у диспансера» и «побег в кузове грузовика».

Село Лучистое

Недалеко от с. Лучистое сняли все «альпинистские» сцены Нины и Шурика, похищение в спальном мешке на турбазе, а также часть погони на колесной бочке, коне, погрузка троицы в грузовик-холодильник и выход из дома «жениха» Саахова, после неудачного свидания. Здесь были сняты дополнительные кадры из начала фильма, где Шурик едет на осле и финал – расставание с Ниной возле остановки маршрутного такси.

Неподалеку был снят эпизод, где Наталья Варлей поет на скале: «Где-то на белом свете…». Песня изначально Гайдаю не понравилась. Он не верил, что она может стать народным хитом, но времени что-то менять уже не было. После выхода фильма Гайдай признал ошибку и публично извинился перед Зацепиным и Дербеневым, авторами песни.

Куйбышево

С 13 по 20 июня в Куйбышево сняты эпизоды из начала фильма: знакомство с Эдиком, «погоня» Шурика на осле за Ниной и их последующее знакомство.

Село Микита

Здесь 22 и 23 июня сняли эпизод «база альпинистов», где Шурик ищет Нину среди других альпинистов и закрывает ее в спальном мешке.

Никитский ботанический сад

Здесь сняли часть погони, где на троицу наконец подействовало снотворное, машина петляет в лесу между деревьев, а связанная Нина в ужасе наблюдает за происходящим, в компании Труса и Балбеса.

Ай-Петри

9 и 10 августа на горе был снят конец погони, где Шурик остановил автомобиль на самом краю обрыва. Здесь троица находится не в полном составе: Моргунова заменил дублер, которого сняли со спины.

Красная Поляна, Сочи

В Крыму удалось отснять почти весь «Кавказ», но Гайдай так и не нашел живописной реки. В середине августа 1966 года съемочная группа перебирается в Красную поляну, чтобы снять эпизод падения и дальнейшего «сплава» Шурика по горной речки Мзымта. Также здесь завершила свое существования бочка на колесах, которую пустили с обрыва ради эффектных кадров.

На съемке прыжка в холодную реку, Наталью Варлей хотели заменить дублером. Из-за низкой температуры воды актриса могла заболеть, а впереди были еще съемки. Попытки с дублером были ненатуральными и тогда Наталья заявила что сниматься будет она. Гайдай согласился и сцена была снята в 2 дубля. После купания в холодной горной реке медсестра растирала Варлей спиртом.

Мосфильм, павильоны №3, №12, №14

С началом осени группа возвращается в Москву. Здесь начинается монтаж, а также весь сентябрь продолжается павильонная съемка.

В павильоне №12 снимается комната милиции «И часовню тоже я разрушил?», эпизоды в коридоре лечебницы, а также разговор Саахова с Шуриком в его номере.

В павильоне №3 установили декорации кабинета и дома Саахова, где ведется торг о стоимости невесты с Джабраилом, убеждение Шурика в том что он похититель и сцена кровной мести с вороной, перерезанным телефонным проводом и выстрелом солью.

В 14м павильоне досняли эпизод Шурика в кабине машины, после побега из диспансера.

Автомобили, снятые в фильме.

Красный автомобиль-кабриолет троицы, с прикрученным ГАЗовским оленем, является моделью компании Adler Trumpf. Он принадлежал Юрию Никулину, который предоставил его для съемок фильма. Серия автомобильного номера «91-63 ЮАР» говорит о том, что автомобиль зарегистрирован в Подмосковье в 1959 или 1960 году на частного владельца.

Санитарный автомобиль Эдика напоминает ГАЗ-55, однако это еще довоенная модель, на которую уже позже был кустарно прикручен кузов.

В конце фильма главная героиня уезжает на экспериментальной модели микроавтобуса «Старт», его уникальность состояла в кузове, выполненном из стеклопластика.

Премьера фильма

От первоначального замысла и до финала фильм претерпел многие изменения. Здесь сыграли свою роль отказ от съемки второй новеллы, добавление множества трюков по ходу съемки, а также ссора Гайдая с Моргуновым, из-за чего из сценария вычеркнули ряд эпизодов с ним. Есть легенда, что фильм не пропускала цензура, и только личное вмешательство Брежнева позволило картине появиться на экране.

«Кавказскую пленницу» впервые показали зрителям в понедельник, 3 апреля 1967 года в Москве, сразу в 53 кинотеатрах с большими аншлагами. Фильм по всей стране посмотрели 76,54 млн. зрителей, что стало абсолютным рекордом проката.


Please publish modules in offcanvas position.