Санкт-Петербург - город мостов


 «Бродячие» мосты

Поскольку все мосты в те времена были наплавными, то есть опорами для них служили плашкоуты или барки, их могли переводить с места на место. Например, через реку Карповку в 1758 году был устроен Гренадерский мост, получивший свое название от казарм Гренадерского полка (в районе нынешней улицы Чапаева), а в 1806 году его перевели на место Сампсониевского моста.

В1786 году через Неву навели Воскресенский мост, соединивший Воскресенский проспект с Выборгской стороной, а в 1803 году его перевели к Летнему саду и назвали Петербургским мостом. В 1824 году его заменил Троицкий наплавной мост, который действовал до постройки в 1903 году постоянного моста.

В конце XVIII и в XIX веке наплавные мосты строили уже на понтонах, с гранитными устоями, причем пролеты в осях составляли до 18 метров. К 1740 году таких мостов было около сорока. Просуществовали наплавные мосты до начала XX века.

Каменные мосты

Каменные мосты появились в Петербурге во второй половине XVIII века, когда началось строительство каменных набережных. Первыми возвели Прачечный, Верхне-Лебяжий, Эрмитажный.

В 1780-х годах строят семь типовых мостов через Фонтанку со строгими монументальными башнями: Аничков, Обуховский, Измайловский, Семеновский, Симеоновский. И еще Старо-Калинкин и Чернышев - они сохранили прежний облик. Гранитные башни и свисающие цепи - не украшение: раньше мосты были разводными, в башнях находились специальные механизмы, которые при помощи цепей поднимали кверху деревянные крылья средних пролетов, чтобы пропускать суда с мачтами.

Железный век

В 1777-79 гг. в городе Коалбрукдейле возвели первый в мире чугунный мост. А на «континенте», как англичане называли всю остальную Европу, первые чугунные мосты построили в 1783-84 гг. в России - в Царскосельском парке!

Правда, в дальнейшем Франция и Англия обогнали Россию и по количеству капитальных мостов, и по максимальным размерам их пролетов.

Но и русские мостостроители занимали достойное место. И даже достигли подлинных вершин с точки зрения архитектурно-художественной. Инженер и архитектор Вильям Гесте, под чьим руководством строились первые чугунные мосты в Петербурге, сразу поставил задачу: мосты строить «с надлежащею прочностью и красотою». В 1806 году на Невском проспекте через Мойку построили тюбинговый мост из пустотелых «ящиков»-клиньев, составляющих арочный свод, - Полицейский мост. К 1840 году было построено 12 чугунных тюбинговых мостов: Красный, Синий, Поцелуев, Конюшенный, Театральный, Певческий и др.

Интересное инженерное решение - висячие цепные мосты: проезжая часть подвешивалась на железных тяжах к цепям, составленным из длинных, шарнирно соединенных звеньев. Цепи перебрасывались через пилоны TV, высокие опоры, установленные на береговых устоях, или быках. Висячие цепные конструкции позволяли перекрывать очень большие пролеты. Например, в Северной Америке и Европе в 1820-х годах перекрывались пролеты в 170 метров, а к середине XIX века - уже в 200-300 метров. В Петербурге такой надобности не было, первый цепной мост, построенный инженером Третером в 1823 году у Инженерного замка через Фонтанку, имел пролет в 43 метра и был возведен всего за 18 дней.

В следующие два года были построены еще три висячих моста: Египетский через Фонтанку (не сохранился) и два пешеходных через Екатерининский канал. К 1829 году в столице было уже восемь висячих цепных мостов, причем Банковский и Львиный мостики счастливо существуют доныне.

Парящие над Невой

Исаакиевский мостМосты через Неву появились в последнюю очередь, и это была очень непростая инженерная задача. Во- первых, Нева - «особа» своенравная: глубоководная, с быстрым течением. Во-вторых, нельзя «закрыть» Неву для прохода судов. А навигация начинается уже к середине апреля. Конечно, сообщение между правым и левым берегом существовало: летом - на лодках, зимой - по льду. Первый, Исаакиевский мост (да и то наплавной), возвели уже после смерти Петра, в 1727 году.

Первый постоянный мост - Благовещенский (1850 г.), еще ранее называли Николаевским, а в советское время - мостом Лейтенанта Шмидта. Он имел семь пролетов, перекрытых чугунными арочными пролетами, и был разводным: пролет у правого берега был оборудован двумя поворотными механизмами. Не все знают, что раньше мост разводился не вверх, а в горизонтальной плоскости - разводная часть была поворотной. В 1936-38 гг. мост реконструировали: чугунные арки заменили трехпролетными стальными конструкциями, а разводной двухкрылый пролет устроили посредине моста.

Николаевский мостВторой постоянный мост к Литейный, открытый в 1879 году. А к 200-летнему юбилею Петербурга соорудили Троицкий - самый длинный из невских мостов (582 м), который строили по проекту французской фирмы «Батиньоль».

В 1908-11 гг. построили Большеохтинский мост, особенностью которого стала «езда по низу», под громадными арочными фермами. Это было новое слово в мостостроении. В 1912-16 гг. возвели Дворцовый мост. А следующий мост через Неву появился только 50 лет спустя, в 1965 г. - мост Александра Невского, соединивший Невский проспект с Заневским.

И все же их не хватает!

В Северной столице много мостов, даже больше, чем в Стокгольме и Амстердаме. По количеству мостов Петербург уступает только Венеции. Но Венеция Северная - пятимиллионный мегаполис, раскинувшийся на площади более 600 кв. км (без учета пригородов), а по обилию вод занимающий первое место в стране и одно из первых в мире. Можно представить, какие нагрузки принимают на себя петербургские мосты. Так что их явно не хватает городу...

Буквально «вот-вот» завершена предпроектная подготовка моста в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай в Невском районе, в трех километрах от площади Александра Невского. Возможно, этот мост успеют построить к Чемпионату мира по футболу, который пройдет в России, включая Петербург, в 2018 году.


Поиск по сайту

Please publish modules in offcanvas position.