Мудехар – колониальный стиль архитектуры на Кубе


Самый большой остров Карибского моря привлекает туристов не только шикарными пляжами, но и мистической, колоритной архитектурой.

Кубинский писатель, журналист и музыкант Алехо Карпентьера так поэтично охарактеризовал зодчество родной страны: «Архитектура Кубы - это её музыка, выраженная в камне».

Колониальная архитектура на Кубе - свидетельство итальянского, греческого, но в первую очередь испанского влияния. Колониальный европейский стиль характеризуется толстыми стенами, ставнями, высокими дверями и окнами, внутренними дворами, сводчатыми галереями, оконными решётками и створками для дополнительного света и воздуха, а также террасами, верхними галереями, двойными аркадами и балконами. Он был адаптирован к тропическому климату Кубы и царил здесь на протяжении четырёх столетий.

Тем не менее, колониальный стиль в архитектуре — не просто набор отдельных элементов: это целая мозаика из стилей, совершенно непохожих друг на друга.

Колониальное зодчество Кубы в течение столетий меняло свой стилистический вектор и планомерно следовало «модным» тенденциям европейской культуры.

Одно из первых европейских архитектурных течений, которое освоилось на Карибах вместе с испанцами, - это Мудехар. Здания, выстроенные по законам этого стиля архитектуры, гармонично соединяют в себе элементы мавританского и готического стилей.

На текущий момент на острове осталось мало оригинальных образчиков стиля Мудехар. Один из них - резиденция Диего Веласкеса в Сантьяго-де-Кубе. Возведенное в 1516-1530 годах, здание отражает основные особенности Мудехара: гипсовый орнамент и цветные изразцы, деревянный декор дверей и замысловатые решётки на окнах. К слову, сегодня в Доме Веласкеса открыт Музей истории Кубы.

Достойным (хоть и не оригинальным) примером Мудехара можно считать роскошный дворец Паласио-де-Валье, построенный в первой половине двадцатого века.

В XVIII веке в архитектурный узор страны «вмешался» популярный в Европе стиль барокко. Акцент на внешней отделке: колоссальные помпезные строения украшались карнизами с искусной лепниной, балюстрадами, веерообразными витражными окнами (Собор святого Христофора в Гаване).

К середине XIX века изящным противовесом декоративной экстравагантности барокко стал неоклассицизм. Основанный на четких формах, строгой симметрии, в качестве главных элементов он использовал такие монументальные детали, как арки и колонны (Театр Томаса Терри, Театр Сауто, Дворец де Альдама, Кальсада-дель-Серро). В кубинской столице - колонны повсюду. Выдающийся кубинский писатель Алехо Карпентьер даже называл Гавану городом колонн из-за широких порталов на главных площадях и улицах.

С приходом XX века началась эпоха архитектурного эклектизма, вобравшего в себя элементы неоготики и колониального зодчества - барокко и мавританского стилей (яркий пример - Музей Революции, в здании которого ранее находился президентский дворец).

К 20-30 годам двадцатого столетия колониальная эстетика на Кубе сдала свои позиции: почувствовалось влияние стиля арт-деко со свойственными ему элегантностью, строгими геометрическими формами, смелыми орнаментами (здание Бакарди в Гаване).

Четкие вертикальные и горизонтальные линии и упрощенные формы, которые присущи модернизму, нашли свое отражение в зодчестве Кубы 50-х годов. Проявление этого стиля присуще отелю «Гавана Либре» и небоскребу Фоска (с элементами стиля Корбюзье), из последнего открывается прекрасная панорама на город.

Колониальная Гавана

Гавана — одна из самых красивых островных столиц мира. Старый центр города до сих пор сохраняет свой самобытный колониальный облик.

В 1984 году достопримечательности Гаваны были внесены в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Туда попали архитектурные памятники различных эпох и стилей: крепости Ла-Реаль- Фуэрса (1583 г.) и Эль-Морро (1589 г.), монастырь Санта-Клара (1644 г.), собор Непорочного Зачатия (1656 г.), городская ратуша (1792 г.) и другие знаменитые на весь мир строения.

К интересным достопримечательностям Гаваны можно также отнести Кафедральную площадь с Собором Святого Христофора, площади Пласа-де-Сан- Франциско и Пласа-де-ла-Революсьон, набережную Малекон, крепость Сан-Карлос-де-ла-Кабанья и хемингуэевские места.

Современную Гавану можно назвать тремя городами в одном: столица условно делится на Старую Гавану, Ведадо и элитные пригородные районы. Старая Гавана является традиционным центром кубинской столицы — тут сконцентрирована коммерческая и туристическая жизнь города, также здесь находятся жилые дома.

В историческом районе Ведадо расположены Гаванский университет, парк имени Джона Леннона, открытый Фиделем Кастро в 2000 году, и кладбище имени Христофора Колумба, где похоронены известные политики, революционеры, спортсмены, художники, писатели, актеры.

Район Центральная Гавана, считающийся частью Ведадо, на самом деле является границей между Старой Гаваной и Ведадо, - это основное место шопинга жителей и гостей столицы.

В третью, западную, часть города входят респектабельные развитые районы, среди которых особенно выделяются Марианао (жилой нетуристический сектор, где можно увидеть истинную местную жизнь: дома, маленькие магазинчики и картинные галереи, рынки овощей и фруктов) и Мирамар (здесь расположены иностранные посольства, частные особняки, а также многочисленные клубы, рестораны и пляжи).


Поиск по сайту

Please publish modules in offcanvas position.