На пике успеха сериала «Слова пацана» в сеть утекли демо версии 7 и 8 серии. И если 7 серия отличается парой незначительных моментов, то финальная - очень сильно.
Почему пересняли финал "Слова пацана"
Режиссер Жора Крыжовников решил переснять (а вернее доснять) финальную серию в последний момент. В интернете ходили слухи, что это связано с давлением касательно "романтизации бандитизма", желанием переделать финал чтобы продлить историю на второй сезон, утечка слитых серий и много другое. Официальная позиция режиссера - понимание, что серию можно улучшить и доделать. Оснований не верить данному заявлению нет, т.к. финал отличается лишь шлифовкой деталей, не меняясь по сути. Однако зритель может ознакомиться с 2 концовками, что бывает далеко нечасто.
Версии финального эпизода можно рассматривать по каждой сцене, но гораздо интереснее проследить изменения в судьбе каждого героя.
Кащей и Универсамовские пацаны
В обоих версиях Кащей возвращается в подпольную качалку, где на него натыкается Пальто, отпущенный из участка. В оригинальной версии добавлена сцена, где Андрея прижимают штангой, во время разговора. Во всем остальном изменений нет: Кащей объявляет, что все пацаны отшиты и Универсамовских больше нет. Требует у Андрея 100 рублей и забирает в залог его пальто.
В обеих версиях эпизода пацанов с района показывают за решеткой КПЗ, а вот их дальнейшая трагическая судьба уже была описана в 6 серии во время тренировки в хоккейной коробке.
Встреча с мамой и общение с Ириной
В обеих версиях милиционер Ирина оформляет опеку над Юлей и предлагает Андрею жить с ней, став для него Ириной Сергеевной. Разница эпизодов заключается во встрече с мамой. В оригинале Ирина, Юля и Пальто навещают ее в больнице, где узнают, что пока состояние не улучшилось. Об этом также говорит дядя Ильдар «хорошая баба была, но довели ее». В черновом варианте Светлану Михайловну отпускают из больницы на один день, и встреча происходит дома, однако в обоих случаях Андрей отправляется на рынок за тортом «Птичье молоко», на который ему не хватает денег.
Что касается Ирины, то эта линия вообще не претерпевает
Андрей Пальто
Помимо уже описанных выше сцен, в финальной версии добавили разговор с дядей Ильдаром, который отпускает Андрея из камеры, но предварительно разговаривает с ним перед отделением милиции, извиняясь, что не смог его исправить и помочь его маме.
После вступления в Комсомол, Марат разговаривает с Пальто у входа в здание, после чего между ребятами завязывается драка. Наиболее интересное в этом эпизоде — погода. В черновой версии снега почти нет, светит яркое солнце и несмотря на драку между бывшими друзьями, появляется чувство некого оптимизма. В финальной версии данная сцена происходит зимой, драка проходит в сугробах, что делает атмосферу более мрачной и безнадежной.
Наиболее важное изменение произошло в финале: у Андрея не хватает денег на покупку торта и цветов. Он решает отобрать деньги у проходящих мимо ребят. Он заставляет их прыгать, чтобы услышать у кого звенят монеты. Так поступил в начале сериала Марат с ним и его школьным знакомым в автобусе. Тем самым подчеркиваются крепкие пацанские убеждения Пальто. В финальной версии от этой идеи отказались, поэтому обмен цветов на
Марат - Адидас младший
Более значимое отличие претерпела сюжетная линия Марата. В первоначальном варианте его разговор с братом состоялся в туалете банкетного зала, где отмечал юбилей их отец. Там Вова пытается отговорить брата от дальнейшей мести и убеждает что Колика жизнь сама накажет, за то, что он сделал. После этого начинается драка, где Марат обвиняет его в смерти Айгюль. В итоговой версии Вова встречает брата перед домом и заискивающе просит его вынести продукты и купить отцу одеколон на юбилей. Марат обвиняет его в смерти Айгюль и не берет деньги, однако в этой киноверсии брата не бьет.
Интересен финал сюжетной линии Марата. В слитой версии после драки с братом он встречает своих новых товарищей из комсомольской дружины, которые веселились в том же заведении, что и его отец, но в соседнем помещении. Девушка зазывает его за стол, а после этого они отправляются в баню, где продолжается гулянка, однако Марату на ней неуютно. Таким образом прослеживается переход Марата из уличной шпаны в организацию Комсомола, которая тоже начинает меняться и перестраиваться к рыночным отношениям. Судьба Колика остается неизвестной.
Оригинальный эпизод имеет более жесткую концовку: сцены комсомольского загула в ресторане и бане отсутствуют, зато его новый наставник Денис сдерживает слово, приводит его в отделение милиции, где показывает на задержанного Колика. В том же туалете, где Ильдар избивал Пальто, Марату дается возможность наказать насильника. Так как эта сцена происходит в отделении милиции и Колик стоит в наручниках, можно предполагать, что его дальнейшая судьба - отправиться в колонию. Предсказание Вовы Адидаса из черновой версии нашло явное воплощение в оригинале.
Вова Адидас и Наташа
Эта сюжетная линия претерпела наибольшие изменения. Точкой сдвига стал Ильдар Юнусович, который вел дело об убийстве. В первоначальной версии после очной ставки Марата и отшитого пацана, который говорил о том, что пистолет на самом деле был у Адидаса, а не у Турбо, милиция исчезает из сюжета. Остается непонятным, как будет решаться данная коллизия с расхождением показаний. Однако спад давления позволяет Адидасу старшему вести себя более смело. Он оставляет записку Наташе с предложением уехать в Гагры и идет на день рождения к отцу, где в кругу близких исполняет песню. После этого происходят разговоры с отцом и братом, которые заканчиваются примирением. Вова встречается с Наташей на вокзале, откуда они собираются уезжать в Гагры. Однако выйдя на перрон покурить Вова гримасничает перед невестой и не замечает Цыгана, который следит за Наташей от дома ее тетки. Цыган бьет Адидаса шилом и уходит. Это окончание сюжета очень напоминает финал фильма «Игла», где герой Цоя погибает в конце от удара ножом. Кстати, афиши этого фильма мелькают в сериале.
В оригинальной версии после разговора дяди Ильдара с Пальто показана ориентировка на Адидаса старшего. Таким образом становится понятно, что розыск Вовы прекращен не будет.
Ильдар Юнусович разговаривает в общежитии с Наташей, пытаясь выяснить, где находится ее жених. Неожиданно появляется и сам Владимир, которого сотрудник милиции пытается задержать, но в ходе потасовки Адидасу удается скрыться. После этого для Ильдара Юнусовича дело переходит в разряд личных, и он начинает давить на все возможные точки, чтобы задержать Адидаса.
Вова с Наташей пытаются уехать на поезде, но на вокзале дежурит милиция и Адидас угоняет автомобиль, собираясь на нем доехать до Абхазии. В пути их останавливает сотрудник милиции, но Наташа отвлекает его, сообщив об аварии в двух километрах от них. После этого она в восторге признается, что первый раз соврала. Из обычной советской медсестры Наташа превращает в соучастницу. После этого эпизода героев можно сравнивать с Бонни и Клайдом.
Тем временем Ильдар Юнусович проводит обыск на рабочем месте отца Адидаса. В результате волнений у последнего случается сердечный приступ, о чем сообщает его жена по телефону Владимиру. Тот разворачивает машину и едет к отцу на юбилей, который тот не захотел отменять. У черного входа в банкетный зал Наташа просит его не ходить, также как и просит не выходить курить в черновике.
Разговор с отцом происходит в пустом банкетном зале: после обыска к нему никто не захотел приходить. Сцена кардинально разнится с начальной версией, прощение и теплое расставание заменяется на заявления, что убийцу нельзя считать сыном. Адидас уходит и наталкивается на милицию, которую вызвал официант. В ходе побега Ильдар стреляет ему в спину.
Такая концовка очень сильно напоминает фильм «Бумер», что усиливается угоном машины и побегом из города зимой.
А что в итоге?
Сюжет сериала на протяжении всех серий держал в напряжении и финал не разочаровал: все сюжетные линии логично сведены. Мрачная история получила мрачный конец. Утечка черновой версии позволила зрителю получить целых 2 финала, сравнить их и выбрать тот, который нравится больше лично ему. При этом все же следует не забывать, что кинематографическое произведение - это, в первую очередь, виденье режиссера, и канон определяет именно он.
Конечный вариант лишен логической нестыковки с прекращением следствия, он более мрачный (мама Пальто осталась в больнице, у отца Марата произошел сердечный приступ). Добавлены новые сцены: драка Вовы и Ильдара, разговор Адидаса и Наташи в будке у
Если говорить про вырезанные сцены, то это единственный эпизод вымогательства Андреем денег у рынка. Сцена с попойкой дружины Комсомола логично исчезла, так как Марат не пошел на юбилей отца и не встретился с новыми товарищами. Не стоит и забывать про временные рамки. Заключительная серия длится 57 минут против 48 — 54 минут в остальных, поэтому решение могло быть чисто техническим.
Жора Крыжовников сравнивает просмотр черновой версии с употребление полусырого блюда. Данный материал не должен был быть опубликован и претензий от зрителей о выборе неправильного финала быть не может. Наличие дополнительных рабочих сцен, которые не включили в финальную версию это обычная практики: от них отказываются чтобы сделать повествование более динамичным или оставить интригу. Например в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" вырезан финальный эпизод с задержанием Жоржа Милославского. В "Место встречи изменить нельзя" добавлен конфликт поколений (в книге Жеглов и Шарапов ровестники), также мы видим Happy End, который отсутствует в "Эре милосердия", где Варя Синичкина погибает. "Чародеи" связаны с повестью Стругацких "Понедельник начинается в субботу" лишь конвой общей вселенной. Поэтому желание что-то изменить и улучшить в своем произведении абсолютно нормально.
Если рассуждать в разрезе "мультивселенных", то реальность просто отклонилась и пошла по альтернативному пути ввиду упорства Ильдара Юнусовича, который не оставил нестыковки в показаниях. При этом финал остался неизменным: Пальто оказался в колонии, Вова «поймал» пулю вместо шила, в подвальной качалке снова обосновался Кащей. В черновой версии нет сцены с задержанием Колика, однако обещание Дениса Марату было дано и вероятно было бы аналогично выполнено. Фактическая разница только в эпизодах с родителями главных героев: у отца Марата сердечный приступ и потеря круга общения среди друзей и коллег по причине обыска, мама Пальто не выздоровела (в слитой версии окончательного выздоровления также не происходит, ее отпустили всего на день, но это давало какой-то лучик надежды) и осталась в больнице, но уже по воле режиссера.