10 фактов о ланкийских буддистах


Вот уже почти две с половиной тысячи лет буддизм на Шри-Ланке занимает место главенствующей религии. Это чувствуется здесь практически на каждом шагу - буддистская архитектура, символы. Праздники являются основой здешней экзотической для европейцев культуры. Однако более всего интересны, конечно же, люди, исповедующие буддизм, ведь они знают, как осознанно достичь просветления.

Буддизм на Шри-Ланке исповедуют сингальцы, составляющие более 70 % населения острова. Они принадлежат к старейшей школе буддизма - тхераваде, она же является самой консервативной. Цель последователя тхеравады заключается в достижении состояния, полностью освобождающего от всех заблуждений.

Сердцем буддизма на Шри-Ланке является город Канди в центральной части острова, где находится храм Зуба Будды - буддистская святыня и популярнейший объект паломничества. Верующие убеждены, что зуб, который хранится в стенах храма в семи специально оборудованных шкатулках, принадлежит самому Просветлённому. По легенде, он был найден среди углей костра после кремации Будды в 543 году до н. э. Ежегодно в августе в Канди проводится торжественный вынос священной реликвии из храма в рамках грандиозного фестиваля Эсала Перахера.

Вход в буддистские храмы разрешён всем желающим (где-то - бесплатно, а где-то - за деньги), гостям тут всегда очень рады. Религиозные ритуалы проходят зрелищно и эстетично - царит упоительный аромат благовоний, играет приятная музыка, повсюду очень много цветков-кувшинок.

9 и 12 считаются у ланкийцев счастливыми числами. Умножение 9 на 12 даёт число 108 - таково количество бусин в буддистских чётках. А звёздный лотос, национальный символ Шри-Ланки, считается одним из 108 благоприятных знаков, оставляемых Буддой. В то же самое время встречается и число 1008 - оно используется в различных священных текстах для обозначения приблизительной множественности.

Как истинные буддисты, монахи на Шри-Ланке носят одеяния всевозможных оттенков земли: проживающие в деревнях облачаются в накидки горчичного или коричневого цвета, обитающие в лесах - в бордовые одежды, а городские монахи - в оранжевые.

Местных монахов зачастую можно встретить с зонтиками. Всё дело в том, что зонт в буддизме имеет особое значение: именно его в качестве символа Будды выбрали первые последователи учения.

Дети-монахи - не редкость на острове. Причём если для некоторых азиатских стран обряд посвящения мальчиков в монахи имеет временную силу, то на Шри-Ланке родители отдают своих сыновей на служение буддизму пожизненно. Юные ланкийцы живут в монастыре, подчиняются строгим порядкам и познают основы буддизма. А местные жители приносят им провизию в дар.

Знаменитая гора Адамов пик в западной части страны на сингальском называется Шрипада (Священный след). Под расположенным на её вершине храмом в скале имеется углубление, по форме напоминающее след человеческой ноги. Мусульмане и христиане уверены, что отпечаток оставлен покинувшим рай Адамом, буддисты же считают, что след принадлежит самому Просветлённому.

Буддистские культовые сооружения, ступы-дагобы, в виде купола с «зонтиком» на пике являются самыми знаковыми архитектурными достопримечательностями Шри-Ланки. Символизирующие просветление и хранящие внутри реликвии, они воздвигались древними цейлонскими правителями в эпоху рассвета азиатского государства (в период с III века до н. э. вплоть до конца Средневековья).

Одной из главных философских концепций буддистов является идея золотого срединного пути. Согласно ей, и чрезмерная роскошь, и излишний аскетизм одинаково вредны, во всём нужно придерживаться середины - именно этому учил Будда. Просторы Шри-Ланки являются прекрасной иллюстрацией этого правила. Страна напоминает Индию, но здесь меньше бедности, чище на улицах и в водоёмах, а колоритной экзотики при этом хватает сполна.


Поиск по сайту

Please publish modules in offcanvas position.