Где Гайдай снимал «12 стульев»


Снять фильм 🎥 по роману "12 стульев" Гайдай хотел еще задолго до «Брилиантовой руки». Но этому мешал факт съемки «Золотого теленка» Михаилом Швейцером, до завершения которого Госкино категорически отказывало в старте второй ленты. Пока Гайдай отвлекся на съемки других фильмов, история о похождениях сына турецкоподданного и бывшего предводителя дворянства пришла в голову Георгию Данелии. Однако по ряду причин он передумал и сам пришел к Гайдаю с предложением снять киноленту.

Одной из главных проблем стал выбор кандидата на главную роль. Гайдай провел пробы более чем с 20-ю кандидатами, среди которых были настоящие звезды: Андрей Миронов, Владимир Высоцкий, Спартак Мишулин, Никита Михалков, Валентин Гафт и многие другие. В итоге режиссер выбрал Александра Белявского на роль Великого комбинатора, и съемки стартовали 10 марта 1970 года. Когда по ряду причин потребовалась замена артиста, Леонид Гайдай вспомнил, что он присутствовал на спектакле "Золотой теленок" в городе Горький, где все роли исполнил Арчил Гомиашвили. Он был приглашен на кинопробы, после чего его кандидатуру утвердил художественный совет.

Большие проблемы возникли и с поиском мебельного гарнитура работы мастера Гамбса.

Во-первых, необходимо было не 24 стула (12 «настоящих» и 12 «фальшивых», купленных отцом Федором у инженера Брунса), а в несколько раз больше, чтобы во время съемок их можно было ломать.

Во-вторых, выяснилось, что мебели работы Гамбса практически не осталось. Стоило не малых усилий отыскать один уцелевший стул у пожилой женщины на Арбате. Продать его она отказалась, но разрешила сфотографировать - для дальнейшего изготовления нового гарнитура.

В-третьих, в СССР не нашлось специалистов, способных сделать такую мебель. Их обнаружили только в ОАР (Объединенная Арабская Республика), где за валюту мастера изготовили партию стульев, которые в феврале 1970 прибыли в Москву.

Съемки

Съемки «Двенадцати стульев» с Арчилом Гомиашвили продолжились 29 апреля. В начале пересняли эпизод знакомства с Кисой Воробьяниновым в дворницкой на павильоне в Мосфильме. Там же сняли интерьеры гостиницы «Сорбонна», а также квартиры Людоедки-Эллочки и мадам Боур, дом отца Федора.

23 мая съемочная группа выехала в Рыбинск, где были сняты эпизоды: улицы Старгорода, дом Коробейникова и особняк Воробьянинова. Эпизод дележки стула Ипполитом Матвеевичем и отцом Федором на фоне реки Черемхи тоже из этих мест. В конце июня съемочная группа отправилась в путешествие по Волге на теплоходе «Чичерин», который на время съемок поменял имя на «Скрябин».

На судне сняли эпизод с рисованием плаката и кражей одного из стульев. В городе Работки сняли сцену преследования концессионеров васюкинскими шахматистами-любителями. Вернувшись в Рыбинск, съемочная группа отсняла еще несколько эпизодов, в том числе знакомство комбинатора с дворником Тихоном. После этого съемки вновь перенеслись в Москву. В роли «общежития имени монаха Бертольда Шварца» сняли здание усадьбы Гандуриных, расположенное в Староконюшенном переулке, в доме №2.

В начале 2000-х в этом здании размещался бар-ресторан "Нью Васюки".

По сюжету после отдыха в общежитии герои посещают музей мебели, зданием которого на время съемок стал дом 12 на улице Воронцово Поле. Он был построен в 1888 году по проекту архитектора Д.Н. Чичагова.

Далее по сюжету фильма происходит позорное изгнание с торгов аукциона Остапа, после чего он собирает бригаду беспризорников для выслеживания стульев. Съемки проводили в Большом Ватином переулке, который в 70-х был еще вымощен булыжником. После аукциона стулья нашли новых владельцев.

Одним из них стал поэт Никифор Ляпис-Трубецкой, живший, согласно книге, на Садовой-Самотёчной улице. В фильме нам показали дом 8 на улице Малой Молчановке, построенный в 1914 году как доходный дом. Здание примечательно фигурами львов, которые за время революции и войны пришли в упадок и потеряли щиты. На текущий момент скульптуры реконструировали.

Эллочка Щукина, купившая другой стул, жила в Варсонофьевском переулке. Для съемок выбрали Печатников переулок ввиду красивой фактуры – Кариатид, женских скульптур, украшающих фасад.

Параллельно шла работа и в павильонах, продолжавшаяся до конца августа. А 3 сентября съемочная группа прибыла в Пятигорск, где начала с эпизода у скульптуры Орла, откуда Остап отправил Кису просить подаяние у «Цветника».

Эпизод «у провала» снимали возле грота Лермонтова. Входная группа была выполнена зодчими Бернардацци, тем самым окультурив вход в природную пещеру.

Далее съемки проходили в парке «Цветник» - торги с монтером театра и дельнейшая продажа ворованных стульев.

Как ни странно, но сцену подаяния милостыни бывшему члену Государственной думы снимали вовсе не в «Цветнике» Пятигорска, а в Ессентуках, рядом с грязелечебницей имени Семашко.

Закончив снимать в Пятигорске 14 сентября, группа переместилась в Дарьяльское ущелье, где сняли эпизоды "Дэнги давай" и "Отец Федор ворует колбасу".

После этого кинематографисты отправились на побережье Батуми, где сняли еще ряд сцен. Торг на даче у инженера Брунса за гарнитур генеральши Поповой происходил в Махинджаури.

Пятигорское землетрясение сняли в Приморском парке. скрин Также здесь была снята сцена с Кислярским, который дал Бендеру 500 рублей, чтобы не попадать в засаду на конспиративной квартире. С 13 октября до 30 ноября досняли оставшиеся сцены на Мосфильме: аукцион, редакцию газеты «Станок» и др. скрин В процессе монтажа фильма потребовалось доснять эпизод расправы отца Федора над стульями, для чего в конце января 1971 года съемочная группа выехала в Ялту.

Прокат

7 июня 1971 года состоялась премьера приключенческой комедии «12 стульев» в кинотеатре «Россия». За время проката фильм собрал 39,3 млн рублей, что было гораздо меньше предыдущих работ: "Операция «Ы» — 69,6 млн, "Кавказская пленница" — 76,54 млн, "Бриллиантовая рука" — 76,7 млн. Тем не менее фильм посмотрело свыше 60 миллионов зрителей, благодаря чему «12 стульев» стали лидером проката 1971 года.


Please publish modules in offcanvas position.