Где Гайдай снимал «12 стульев»


Снять фильм по роману "12 стульев" Гайдай хотел еще задолго до «Брилиантовой руки». Но этому мешал факт съемки «Золотого теленка» Михаилом Швейцером, до завершения которого Госкино категорически отказывало в старте второй ленты. Пока Гайдай отвлекся на съемки других фильмов, история о похождениях сына турецкоподданного и бывшего предводителя дворянства пришла в голову Георгию Данелии. Однако по ряду причин он передумал и сам пришел к Гайдаю с предложением снять киноленту.

Одной из главных проблем стал выбор кандидата на главную роль. Гайдай провел пробы более чем с 20-ю кандидатами, среди которых были настоящие звезды: Андрей Миронов, Владимир Высоцкий, Спартак Мишулин, Никита Михалков, Валентин Гафт и многие другие. В итоге режиссер выбрал Александра Белявского на роль Великого комбинатора, и съемки стартовали 10 марта 1970 года. Когда по ряду причин потребовалась замена артиста, Леонид Гайдай вспомнил, что он присутствовал на спектакле "Золотой теленок" в городе Горький, где все роли исполнил Арчил Гомиашвили. Он был приглашен на кинопробы, после чего его кандидатуру утвердил художественный совет.

Большие проблемы возникли и с поиском мебельного гарнитура работы мастера Гамбса.

Во-первых, необходимо было не 24 стула (12 «настоящих» и 12 «фальшивых», купленных отцом Федором у инженера Брунса), а в несколько раз больше, чтобы во время съемок их можно было ломать.

Во-вторых, выяснилось, что мебели работы Гамбса практически не осталось. Стоило не малых усилий отыскать один уцелевший стул у пожилой женщины на Арбате. Продать его она отказалась, но разрешила сфотографировать - для дальнейшего изготовления нового гарнитура.

В-третьих, в СССР не нашлось специалистов, способных сделать такую мебель. Их обнаружили только в ОАР (Объединенная Арабская Республика), где за валюту мастера изготовили партию стульев, которые в феврале 1970 прибыли в Москву.

Съемки

Съемки «Двенадцати стульев» с Арчилом Гомиашвили продолжились 29 апреля. В начале пересняли эпизод знакомства с Кисой Воробьяниновым в дворницкой на павильоне в Мосфильме. Там же сняли интерьеры гостиницы «Сорбонна», а также квартиры Людоедки-Эллочки и мадам Боур, дом отца Федора.

23 мая съемочная группа выехала в Рыбинск, где были сняты эпизоды: улицы Старгорода, дом Коробейникова и особняк Воробьянинова. Эпизод дележки стула Ипполитом Матвеевичем и отцом Федором на фоне реки Черемхи тоже из этих мест. В конце июня съемочная группа отправилась в путешествие по Волге на теплоходе «Чичерин», который на время съемок поменял имя на «Скрябин».

На судне сняли эпизод с рисованием плаката и кражей одного из стульев. В городе Работки сняли сцену преследования концессионеров васюкинскими шахматистами-любителями. Вернувшись в Рыбинск, съемочная группа отсняла еще несколько эпизодов, в том числе знакомство комбинатора с дворником Тихоном. После этого съемки вновь перенеслись в Москву. В роли «общежития имени монаха Бертольда Шварца» сняли здание усадьбы Гандуриных, расположенное в Староконюшенном переулке, в доме №2.

В начале 2000-х в этом здании размещался бар-ресторан "Нью Васюки".

По сюжету после отдыха в общежитии герои посещают музей мебели, зданием которого на время съемок стал дом 12 на улице Воронцово Поле. Он был построен в 1888 году по проекту архитектора Д.Н. Чичагова.

Далее по сюжету фильма происходит позорное изгнание с торгов аукциона Остапа, после чего он собирает бригаду беспризорников для выслеживания стульев. Съемки проводили в Большом Ватином переулке, который в 70-х был еще вымощен булыжником. После аукциона стулья нашли новых владельцев.

Одним из них стал поэт Никифор Ляпис-Трубецкой, живший, согласно книге, на Садовой-Самотёчной улице. В фильме нам показали дом 8 на улице Малой Молчановке, построенный в 1914 году как доходный дом. Здание примечательно фигурами львов, которые за время революции и войны пришли в упадок и потеряли щиты. На текущий момент скульптуры реконструировали.

Эллочка Щукина, купившая другой стул, жила в Варсонофьевском переулке. Для съемок выбрали Печатников переулок ввиду красивой фактуры – Кариатид, женских скульптур, украшающих фасад.

Параллельно шла работа и в павильонах, продолжавшаяся до конца августа. А 3 сентября съемочная группа прибыла в Пятигорск, где начала с эпизода у скульптуры Орла, откуда Остап отправил Кису просить подаяние у «Цветника».

Эпизод «у провала» снимали возле грота Лермонтова. Входная группа была выполнена зодчими Бернардацци, тем самым окультурив вход в природную пещеру.

Далее съемки проходили в парке «Цветник» - торги с монтером театра и дельнейшая продажа ворованных стульев.

Как ни странно, но сцену подаяния милостыни бывшему члену Государственной думы снимали вовсе не в «Цветнике» Пятигорска, а в Ессентуках, рядом с грязелечебницей имени Семашко.

Закончив снимать в Пятигорске 14 сентября, группа переместилась в Дарьяльское ущелье, где сняли эпизоды "Дэнги давай" и "Отец Федор ворует колбасу".

После этого кинематографисты отправились на побережье Батуми, где сняли еще ряд сцен. Торг на даче у инженера Брунса за гарнитур генеральши Поповой происходил в Махинджаури.

Пятигорское землетрясение сняли в Приморском парке. скрин Также здесь была снята сцена с Кислярским, который дал Бендеру 500 рублей, чтобы не попадать в засаду на конспиративной квартире. С 13 октября до 30 ноября досняли оставшиеся сцены на Мосфильме: аукцион, редакцию газеты «Станок» и др. скрин В процессе монтажа фильма потребовалось доснять эпизод расправы отца Федора над стульями, для чего в конце января 1971 года съемочная группа выехала в Ялту.

Прокат

7 июня 1971 года состоялась премьера приключенческой комедии «12 стульев» в кинотеатре «Россия». За время проката фильм собрал 39,3 млн рублей, что было гораздо меньше предыдущих работ: "Операция «Ы» — 69,6 млн, "Кавказская пленница" — 76,54 млн, "Бриллиантовая рука" — 76,7 млн. Тем не менее фильм посмотрело свыше 60 миллионов зрителей, благодаря чему «12 стульев» стали лидером проката 1971 года.



Please publish modules in offcanvas position.