«Невероятные приключения итальянцев в России» — одна из самых известных кинокомедий режиссера Эльдара Рязанова, снятая в 1973 году и год спустя представленная широкому зрителю. За 12 месяцев только в Советском Союзе фильм посмотрели свыше 50 000 000 человек. Комедия заняла почетное

В итальянском прокате картину показывали под названием «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России» по аналогии с фильмом «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир», вышедшем на экраны в 1963 году.
Авторами сценария комедии с рабочим названием «Спагетти
Где снимали «итальянцев в России»? Какие курьезные, интересные и местами опасные моменты случались во время съемок? Об этом и многом другом расскажем далее.
Съемки в Италии
Вызвали у советских партнеров много вопросов и недовольства. В целях экономии Рязанова вместе со съемочной группой поселили в одном из дешевых отелей, а снимать на улицах Рима пришлось чуть ли не скрытой камерой. Дело в том, что итальянские партнеры сэкономили на специальном разрешении, которое требовалось получить для киносъемок.

Несмотря на сложности, кинопродюсеры сумели вместить в несколько минут хронометража все красоты Италии. Но тут вышел перебор. Героиня, во время своего короткого путешествия на мотоцикле, «захватывает взглядом» главные достопримечательности Рима, которые находятся на приличном расстоянии друг от друга и ему совсем не по пути.

Съемки в самолете
В общем и целом, могут вызвать у искушенного зрителя массу вопросов. Например, как паспорт, смытый в унитаз, смог преодолеть законы аэродинамики и без характерных «загрязнений» «прилипнуть» к иллюминатору? И как мафиози смог легко разбить стекло иллюминатора, пытаясь оттолкнуть документ от стекла? О разгерметизации салона и «плавающих» в невесомости пассажирах вообще у сценаристов лучше не спрашивать — придумали «захватывающий эпизод», да и ладно!

А чего стоит сцена с посадкой самолета! Помните, когда воздушное судно легко и непринужденно пикирует на шоссе с оживленным автомобильным движением? Видимо, таким образом показали мастерство летчиков, правда получилось слегка «рекламно». В съемках была задействована запасная взлётная полоса Ульяновского аэродрома. Все остальное — грамотный монтаж!

Съемки в Москве
Проходили в минимальном режиме. В комедии пейзажи столицы можно наблюдать всего в паре кадров — видна Красная площадь и Арбат. Остальными российскими «декорациями» выступил

Съемки в Санкт-Петербурге
По сюжету

Какие узнаваемые места и достопримечательности можно заметить в фильме? Казанский и Исаакиевский соборы, гостиницу «Астория», из окна которой спускался Миронов, Певческую капеллу, Семимостье, Петропавловскую крепость. На площади Восстания для съемки сцены с взрывом специально возвели бутафорское «старое» здание.

Небольшая «придирка» к искажению пространства величественного Петербурга. Возьмем, к примеру, кадры, где трамвай курсирует по площади Белинского, затем тут же поворачивает на Стрелку Васильевского острова, через пару секунд вновь появляется на Троицком мосту (в то время Кировском) и спустя несколько кадров уже опять показывается на Стрелке. Чудеса монтажа, да и только!
Съемки на мосту
Трюк, в котором «охотники за бабулиным богатством» (а на самом деле — профессиональные дублеры) прыгали с половины разводного моста, был снят на Биржевом мосту. К слову, к этой сцене тоже есть ряд вопросов. В дневное время, как мы знаем, мосты не разводятся, а трехпалубные туристические теплоходы по Неве вообще не ходят, разве что отправляются на ремонтные работы. Но об этих тонкостях создатели фильма, видимо, «забыли». Кстати, Андрей Миронов в экстремальных прыжках на мосту не участвовал, вместо этого на некоторое время «завис» на мосту на высоте 30 м по просьбе Рязанова.

Где снимали львов
Как мы помним, сокровища бабушки Ольги хранились подо львом. Но кладоискатели не знали, в каком именно месте, и

Что касается настоящего льва, который, как потом догадались незадачливые охотники за сокровищами, и вправду охранял бабушкино богатство, то здесь история такова. Льва играл, как ни странно, лев по имени Кинг. Получился Король Лев, как в мультфильме.
До участия в приключенческой комедии Рязанова Кинг успел сыграть в нескольких фильмах у себя на родине, в Азербайджане. Во время съемок «Невероятных приключений» лев был весьма ленив и как мог затягивал процесс, следуя командам дрессировщика с неохотой и далеко не с первого раза.
Самая запоминающаяся сцена с королем зверей была снята со Сфинксами на Университетской набережной. В эпизоде состоялось самое тесное сотрудничество Миронова с Кингом, остальные члены съемочной группы до одури боялись животное и сниматься с ним не хотели.


Также зрители пришли в восторг от эффектного прыжка льва с моста лейтенанта Шмидта (сейчас это Благовещенский мост).
К сожалению, съемка в кинокомедии «Невероятные приключения итальянцев в России» оказалась последней работой «Короля Льва».
Во время съемок животное находилось в здании школы № 74 недалеко от «Мосфильма». В один из дней к зданию приблизился парень, который вроде как догонял свою собаку, а, возможно, просто захотел «поглазеть» на настоящего льва. Кинг выдавил стекло и прыгнул на мальчишку. Для льва это была безобидная игра, а девушка парня сразу позвала на помощь милиционера, который, не задумываясь, застрелил зверя.
Примечательные факты
Большинство опасных трюков Андрей Миронов выполнял сам, в том числе вылез из пожарной машины, которая ехала на скорости 60 км/ч, затем по ее лестнице перелез на крышу «Жигулей», ехавших впереди, а потом пробрался в салон легковушки.

Видимо, следуя примеру храбрости и мужества Миронова, итальянец Нинетто Даволи, игравший Джузеппе, прыгал сам, без дублёров, в сцене на Биржевом мосту.
Эпизод, в котором Андрей Миронов ныряет за сокровищами, был снят в Неаполе.
Колоннаду Исаакиевского собора «играет» колоннада Казанского. В настоящее время доступ к ней закрыт, так как с 1991 года Казанский собор стал особо охраняемым культурным объектом Питера. Колонна колоннады, которую ногой «ломает» Мафиозо, конечно, бутафорская.
Картина «Невероятные приключения итальянцев в России» занимает достойное место в советском кинематографе и любима миллионами зрителей даже спустя почти 50 лет. Комедию хочется смотреть и пересматривать, во многом благодаря прекрасной актерской игре Миронова и Евстигнеева и, конечно, почти не изменившимся спустя десятилетия петербургским пейзажам.