Где снимали фильм Брат


Один из наиболее известных фильмов Алексея Балабанова «Брат» снимался в Санкт-Петербурге в октябре—декабре 1996 года. В картине есть как легко узнаваемые места города на Неве, так и более неприметные уголки. Предлагаем вам отложить все насущные дела и отправиться вместе с нами в виртуальное путешествие по улицам и переулкам, ставшим частью истории культового российского киношедевра.

Возвращаясь в родной городок после службы в армии, Данила Багров случайно срывает съемки клипа группы «Наутилус Помпилиус», которые проводятся в экстерьерах крепости Корела. Эта каменная крепость, расположенная в городе Приозерске на острове реки Вуоксы, сыграла значительную роль в истории Карельского перешейка и допетровской России.

Крепость Корела в фильме Брат

После скандала на съемках клипа главный герой оказывается в милиции, где ему предстоит столкнуться с новыми вызовами и обязанностями. Из окна отделения открывается вид на площадь Ленина в Приозерске.

Площадь Ленина, Приозерск в фильме Брат

Недовольная тунеядством Данилы мать отправляет сына к старшему брату в Петербург. Так начинаются приключения Багрова в шумном мегаполисе.

Помните сцену, где брат главного героя, Виктор, также известный как Татарин (актер Виктор Сухоруков), садится в автомобиль на фоне доходного дома? Это здание на улице Рентгена было построено в 1906 году. Бандит по кличке Круглый внимательно следит за Виктором из окна соседнего дома. Именно откуда было дано задание убрать Татарина. Улица Рентгена, со своими старинными доходными домами, включая исторический дом Г. Эйлерса, построенный в 1906 году, наполняет каждую сцену глубокими историческими корнями и ощущением тяжести судеб персонажей, замешанных в этом мрачном мире.

Улица Рентгена в фильме Брат

Один из ключевых моментов, с которого начинается центральная сюжетная линия фильма, — прибытие Данилы в Санкт-Петербург на Витебский вокзал, знаковое место в городе на Неве.

Витебский вокзал в фильме Брат

Покинув вокзал, Данила направляется на прогулку по городу, пересекая мост через Зимнюю канавку рядом с Эрмитажем.

Зимняя канавка у Эрмитажа в фильме Брат

Сцена, в которой Данила стоит перед Медным всадником, — одна из наиболее запоминающихся в «Брате». Именно этот кадр часто использовали на обложках музыкальных дисков — саундтреков к фильму. По мнению многих критиков, сцена олицетворяет момент самооткровения и символизирует внутренний конфликт главного героя, который оказался в незнакомом ему городе, ища свое место в жизни.

Медный всадник в фильме Брат

Те, кто хотя бы раз бывал в Петербурге, без труда узнает Исаакиевский собор, вдоль периметра которого идет Сергей Бодров.

Исаакиевский собор в фильме Брат

А вот Данила прогуливается по Аничковому мосту.

Аничков мост в фильме Брат

Пройдя по Аничкову мосту в сторону Площади Восстания, главный герой в скором времени оказывается… на Мойке, всего в нескольких шагах от дома Пушкина. Географическое несоответствие на лицо, но давайте не будем придираться.

Набережная реки Мойки в фильме Брат

Затем Данила в поисках брата заходит в здание акционерного общества «Строитель» на Добролюбова 19, но никого не застает.

Во время прогулки по тротуару набережной канала Грибоедова Данила внимательно осматривает решетку ограждения, затем поднимает взгляд, его внимание привлекает Казанский собор.

Казанский собор в фильме Брат

Замерзая на каменной скамейке рядом с Троицким мостом, Данила выкуривает сигарету, пытаясь согреться на ледяном ветре.

Троицкий мост в фильме Брат

В свой первый вечер в Питере, так и не найдя брата, Данила решает ночевать на чердаке одного из старых домов. На следующее утро, когда Багров продолжает осматривать город в поисках родственника, он случайно знакомится с пожилым обрусевшим немцем по имени Гофман. Гофман оказывается торговцем с Андреевского рынка, который в то время находился на углу 6-й линии Васильевского острова и Бугского переулка. Это место было недавно отреставрировано, превратившись в современный торговый центр, а не старый рынок, каким оно было в те времена.

6 линия В.О. и Бугский переулок в фильме Брат

Разговаривая, Гофман и Данила проходят по улице Камской, рядом с домом 12, откуда открывается вид на красивый дом.

Улица Камская в фильме Брат

Немец оказывается бездомным, вынужденным жить на Смоленском лютеранском кладбище, где его предки нашли последний покой. Для него это не просто надежное укрытие, но и святое место, где кроется частица его исторической родины.

Смоленское лютеранское кладбище в фильме Брат

После знакомства с Данилой Немец приглашает его в свой скромный уголок. Там они проведут некоторое время, обмениваясь историями и размышлениями.

Непосредственное место жительства Немца — это склеп с небольшой беседкой, где он нашел приют и создал свой уютный уголок. Когда Данила, немного недоумевая, спрашивает его: «Ты куда меня привёл?», Немец отвечает тихо и гордо: «Родина». Внутри склепа, помимо Немца и Данилы, находятся и другие бездомные, возможно, тоже немцы.

Склеп кладбища в фильме Брат

Проведя несколько часов с немцами, выпив водки и угостив их пирогом, который он вез своему брату, Данила приходит к решению прекратить поиск и отправляется обратно. Сев в трамвай, Данила снова влипает в неприятности. Двое кавказцев сначала отказываются оплачивать проезд, а затем и платить штраф. Желая припугнуть бандитов, Данила достает из кармана пистолет, отобранный у рэкетира, и с убедительностью, подкрепленной оружием, заставляет кавказцев действовать по закону.

В этот момент звучит знаменитая фраза, ставшая одной из главных причин обсуждений и споров вокруг фильма. За спиной кавказцев возвышается часовня Благовещенской церкви на Васильевском острове, стоящая на углу Малого проспекта и 8-й линии.

Угол Малого проспекта и 8-й линии в фильме Брат

Рядом с магазином «Рок-остров», в котором Данила уже бывал во время своих прогулок по городу, он случайно встречает Кэт — девчонку-тусовщицу, которая в нужный момент оказывается рядом и помогает ему объяснить иностранцам дорогу. Музыкальный магазин находится на Фурштатской улице, в доме 9, неподалеку от станции метро «Чернышевская», в соседстве с Лютеранской церковью святой Анны.

Магазин Рок-остров в фильме Брат

После приятного знакомства с Кэт Данила, наконец, находит своего старшего брата, который снабжает его деньгами «на первое время». С этими деньгами Данила покупает себе новую одежду и отправляется на поиски жилья, начиная новую главу своей жизни в шумном, незнакомом и волнительном городе.

В торговой галерее на Новосмоленской набережной, расположенной недалеко от станции метро «Приморская», Данила смог найти множество интересных магазинов.

Магазины у метро Приморская в фильме Брат

Далее по сюжету Данила подходит к таксофону рядом с метро «Горьковская» и набирает номер, прочитав объявление о сдаче жилья. На фоне виднеется памятник Максиму Горькому и доходный дом Иды Амалии Лидваль.

Телефонная будка в фильме Брат

Во время блужданий Данилы по питерским дворам и подворотням в кадр попадает двор «Дома торгово-промышленного товарищества», где теперь расположена детская библиотека. Это место на улице Марата, д. 72.

Ул. Марата д.72 в фильме Брат

Далее главный герой втягивается в криминальный мир северной столицы. Виктор, почуяв опасность, решает, что ему лучше остаться в тени, и поручает младшему брату совершить заказное убийство главаря чеченской мафии, контролирующего рынок. Перед этим Виктор красноречиво убеждает Данилу в том, что тот совершит благое дело.

План разрабатывается в машине, которая движется по улице Академика Павлова, что на Аптекарском острове.

Улица Академика Павлова в фильме Брат

Данила подготавливается к выполнению своей нелегкой миссии. Он осматривает место, изучая каждую деталь, чтобы быть готовым к разным вариантам развития событий. Он также разрабатывает план на случай, если ему придется уходить от преследования бандитов, которые подстерегают Виктора.

Наконец, он находит подходящее место для укрытия — проходной двор между Тучковым и Волховским переулками на восточной части Васильевского острова.

Данила успешно выполняет заказ на территории Сенного рынка, который расположен между Садовой улицей и набережной Фонтанки. Это место даже в наши дни славится своей неординарной атмосферой и считается одним из самых живописных в Петербурге.

Погоня за Данилой идет по сценарию Багрова. Он уходит во двор, быстро переодевается и прячется от бандитов, затем бежит к парадной и выходит на улицу, где вовремя успевает запрыгнуть в удачно проходивший мимо грузовой трамвай.

Разночинная улица в фильме Брат

Худшего Данила сумел избежать, но не без последствий: Багров получает ранение. Сцена разворачивается на Большой Разночинной улице, недалеко от станции метро «Чкаловская». Этот момент становится поворотной точкой в жизни героя, а его дальнейшее решение приведет к новым вызовам и изменениям в сюжете.

Долгая поездка на грузовом трамвае в итоге приводит Данилу обратно к Смоленскому кладбищу. Раненый и истощенный, он выскакивает из трамвая и направляется к своему верному другу — Немцу, который выхаживает его и предоставляет убежище.

Вход на Смоленское лютеранское кладбище в фильме Брат

Бандиты не оставляют попыток и выслеживают трамвай, на котором Данила спасся от преследования. Действие происходит на Василеостровском.

22 линия В. О. в фильме Брат

Криминальные авторитеты решают допросить водительницу трамвая, Свету о местонахождении Багрова, надеясь выяснить, куда он направился. Однако Света не собирается выдавать информацию и называет ложный адрес высадки.

Далее трамвай останавливается на 22 линии В. О., и зрители наблюдают за нервными бандитами, которые стремятся найти след Данилы.

22 линия В. О. в фильме Брат

Трамвай продолжает движение, следуя по Косой линии, мчась сквозь улицы города и добавляя напряжения к развивающейся интриге и погоне. Тем временем Данила выздоравливает и выходит на улицу. В кадре мы видим 8-ю линию Васильевского острова, где главный герой решает посетить парикмахерскую, чтобы освежить свой облик и, возможно, начать новую главу жизни.

22 линия В. О. в фильме Брат

Данила случайно находит Свету в трамвайном парке № 1, расположенном на Среднем проспекте, и между ними возникает связь. Света решает пойти на отчаянный шаг и начинает встречаться с Данилой, хотя она и находится в браке с мужем-садистом, постоянно избивающим ее.

Трамвайный парк № 1 в фильме Брат

Данила решает пригласить Свету к себе в гости и радостно извещает её по телефону, что он приготовил для неё сюрприз. Телефонная будка, из которой он сделал это звонок, стоит на Каменноостровском проспекте.

Когда Данила переходит улицу, в кадре можно увидеть дом Бенуа, который стоит там, напоминая о богатой истории этого уникального города и его необычных обитателях.

Грузовой трамвайчик движется по набережной, а затем пересекает мост Лейтенанта Шмидта, который в наше время известен как мост Благовещенский. Дальше зритель наблюдает, как Света идет с работы по Тучкову мосту, пересекая этот значимый пункт города — свидетель её повседневной жизни и встреч с Данилой.

Тучков мост в фильме Брат

Далее происходит случайная встреча и конфликт с мужем Светы. Расстроенный Данила отправляется в ночной клуб вместе с Кэт, с которой он познакомился сразу после приезда. Ночь проходит в атмосфере веселья и забвения.

На следующее похмельное утро звонит старший брат, и Данила вынужден вновь столкнуться с жесткой реальностью криминального мира. Встреча с бандитами происходит сразу за гостиницей «Прибалтийская», на берегу Финского залива возле площади Европы.

В эмоциональном и напряженном финале этого эпизода, Данила успешно расправляется с обоими киллерами, одновременно защищая невинного человека, оказавшегося случайной жертвой смертельной засады. Во время своего вынужденного укрытия Данила оказывается на питерской рок-тусовке. Здесь он встречает известных музыкантов — Бутусова, Настю и Чижа, что добавляет музыкального колорита к сюжету.

Далее Данила продолжает сталкиваться с опасными ситуациями и бандитами, которые хотят его убрать. На следующий день после предыдущего инцидента ему подсылают киллера. Перестрелка снова происходит у гостиницы «Прибалтийская», но на этот раз на площадке у углового дома. Пуля из оружия киллера попадает в плеер Данилы, что спасает его от неминуемой смерти. Данила проявляет хладнокровие и мастерство, одерживая победу в этой смертельной схватке и продолжая свой путь в мире преступности.

Чуть позже Данила созванивается с братом, которого бандиты держат на квартире в заложниках, ожидая прихода Данилы, чтобы расправиться с обоими. Телефонная будка стоит возле Наличного моста (то есть напротив метро «Приморская»). Нынешняя будка стоит практически на том же самом месте.

Вернувшись домой, Данила перекупает у соседа-старика ружьё и быстро изготавливает из него обрез, вооружившись которым отправляется к брату и в два счёта расстреливает бандитов. Забрав причитающиеся ему деньги, он прощается с братом, который слёзно просит у него прощения за предательство. Данила собирается покинуть город. Он прощается со Светой, которая прогоняет его за то, что он ранил её мужа выстрелом в ногу, и с Немцем. Далее мы видим, как Данила спускается к берегу Невы, находясь на Эрмитажной пристани у Зимнего дворца.

Пристань Эрмитажа в фильме Брат
Пристань Эрмитажа в фильме Брат

На выезде из города Данила ловит попутку, отправляясь покорять Москву. Новые приключения и испытания ждут его в этом многоликом мегаполисе.

Квартира самого Алексея Балабанова на Малом проспекте Васильевского острова также засветилась в фильме «Брат». Это место стало не только локацией для кадров, но и добавило некую автобиографическую нотку к фильму. Именно в эту квартиру приходят режиссер Степан и впоследствии Вячеслав Бутусов, ошибившись этажом, что придает картине узнаваемость и аутентичность. Этот момент демонстрирует тесную связь между реальными местами и художественным вымыслом, создавая в фильме уникальное взаимодействие между реальностью и искусством.

Балабанов на съемках фильма Брат

Фильм «Брат» Алексея Балабанова оставил непередаваемый след в истории российского кинематографа и стал культовым произведением, любимым многими поклонниками не только в России, но и за её пределами. Снятый в атмосфере 90-х годов, этот фильм является зеркалом сложных времен, когда Россия переживала период перемен и неопределенности.

Завораживающие пейзажи Петербурга, узнаваемые улицы и места сделали этот фильм криминальной повестью о двух таких разных родных братьях, а также передали историю города, его обитателей и неповторимую атмосферу.

Сила фильма «Брат» заключается не только в его уникальной эстетике и музыкальном сопровождении, но и в глубоких, многогранных персонажах, а также в философском подтексте, который до сих пор звучит актуально. Кинокартина заставляет задуматься о дружбе, семье, выборе пути и смысле жизни.


Please publish modules in offcanvas position.