Где снимали "Иван Васильевич меняет профессию"?


Идея экранизировать Булгакова захватила Гайдая еще в конце 60-х годов, но подходящей возможности у него не было. К примеру, с пьесой «Бег» его опередили коллеги по цеху. Однако, в 1971 году, уже имея за плечами «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку», Гайдай взялся за комедию «Иван Васильевич меняет профессию».

В конце лета была подана заявка на сценарий, которую сразу утвердили. В течение осени Владлен Бахнов и Леонид Гайдай писали сценарий, который был принят Комитетом по кинематографии полностью, за исключением ряда корректировок, главной из которых было требование перенести съемки из московского Кремля.

Весной начались пробы актеров. Главную роль царя Грозного и управдома Бунши Гайдай планировал отдать Юрию Никулину, с которым он снял уже несколько фильмов. Однако в этот раз творческого союза не случилось: по одной версии Никулин отказался после прочтения сценария, по другой – у него был очень плотный график гастролей в цирке. На замену пришел актер Театра имени Вахтангова Юрий Яковлев, хотя роль могла достаться и Евгению Лебедеву.

За роль вора Жоржа Милославского сражались 2 актера: Андрей Миронов и Леонид Куравлев. Роль досталась последнему, хотя и Миронов мог с ней справиться весьма достойно.

Нина Маслова смогла «вырвать» роль царицы у Натальи Гундаревой. На этом выбор на главные роли новых для Гайдая актеров можно считать оконченным. Большинство артистов кинокомедии уже работало с Гайдаем ранее:

  • инженер-изобретатель Тимофеев - Александр Демьяненко
  • жена Шурика, Зина - Наталья Селезнева
  • режиссер Якин - Михаил Пуговкин
  • царский писарь Феофан - Савелий Крамаров
  • Ульяна Андреевна, жена Бунши - Наталья Крачковская
  • Потерпевший стоматолог Шпак - Владимир Этуш

В начале июня 1972 года актерский состав был полностью утвержден и начался этап подготовки, после которого в конце августа стартовал съемочный процесс. Хотите совершить путешествие по тем местам, где снимали комедию «Иван Васильевич меняет профессию»? Тогда вперёд!

Квартира изобретателя

Действие фильма начинается дома у Шурика, инженера в отпуске. Согласно легенде фильма, квартира находится на улице Новокузнецкая, в доме 13 в Москве, но фактически здесь были сняты лишь общие планы фильма. Тут же расположен и магазин с радиодеталями, которые были нужны для возвращения царя домой. Любопытный факт: в 2011 году в этом доме сняли комедию «Тот ещё Карлсон» с Михаилом Галустяном.

Интерьер квартиры изобретателя - это декорации, сделанные на «Мосфильме». Помимо самой квартиры Шурика, была аналогично построена квартира Шпака, а также подъезд с лестничными пролетами и лифтом. Всего было разработано 10 «современных» объектов съемки. В настоящем подъезде этого дома героям было не развернуться:

Декорации подъезда и квартиры Шпака пригодились позднее, для съемки кинокомедии «Большая перемена», в которой, кстати, снялись актеры «Ивана Васильевича»: царица Нина Маслова и царский писарь Савелий Краморов. Обратите внимание, на обои в квартире Шпака и Степана Леднёва.

Машину для перемещения во времени вначале изготовили как макет большой ЭВМ, но это не устроило режиссера – прибор был невыразительным. Тогда для работы привлекли художника Владислава Почечуева, который сделал эскиз, а затем и саму декорацию, вызывающую удивление и восторг. Автор получил за работу премию в размере 40 рублей. В бухгалтерии оплата прошла по статье: «За изобретение машины времени».

А вот чудесным видом Москвы Иван Васильевич любуется уже на балконе высотки на Калининском проспекте.

В таком подходе нет ничего необычного. Гайдай уже использовал аналогичный прием в «Бриллиантовой руке», где герои ехали в Туапсе через Красную поляну, а Лелик обеспечивал успешный клев из Крыма! Именно так режиссер смог сделать сцены фильма более выразительными.

Палаты Ивана Грозного

Изначально Гайдай планировал снимать комедию непосредственно в Московском кремле, но не смог получить разрешение. Тогда после некоторых раздумий режиссер и художник-постановщик выбрали Кремль в городе Ростове Великом, хоть он и был построен уже после смерти Ивана Грозного – в 1670-х годах. Незадолго до начала съемок были проведены реставрационные работы, поэтому в фильме постройка выглядит очень новой. Здесь были сняты эпизоды погони стражников, народные волнения у стен, а также поход на войну, под песню «Маруся». Во время сцены проезда конницы в ростовском кремле находились иностранные туристы, которые пришли в восторг от воссоздания такой древнерусской атмосферы.

По окончании работ съемочная группа подарила местному музею 2 красных кафтана и бердыши, в которые экскурсоводы одевают по особым случаям. Во время экскурсий по Кремлю ростовские экскурсоводы обращают внимание туристов на те места, где проходила съемка фильма.

Сами палаты Ивана Васильевича, где проходила встреча с послом, банкет и танцы, снимали на павильоне Мосфильма. Было построено 6 таких объектов. Всего же площадь всех «исторических» и «современных» декораций занимала 1428 квадратных метров. Царская одежда, а также наряды бояр и красные кафтаны стражи остались от съемок фильма Эйзенштейна - «Иван Грозный».

Улицы города

Эпизоды на улицах города снимали в Москве, с 3 по 17 сентября:

  • поиск Шуриком радиодеталей;
  • • звонки из телефонной будки Шпаку, подруге-Зиночке и в скорую помощь;

  • любование царя современной Москвой на балконе;
  • автомобиль режиссера Якина (кстати именно этот «ЗИС-110» был снят в «Бриллиантовой руке»);
  • погоня кареты скорой помощи и «Волги» милиции.

В это же время снимали и другой эпизод, с женой Бунши, застукавшей мужа у соседа. По сценарию Крачковской нужно было перелезть через балкон, но на съемках выяснилось, что она боится высоты. Гайдай убедил актрису совершить опасный трюк, но во время его исполнения из-за приступа страха она чуть не упала вниз. Ее спасла съемочная группа, успев подхватить и втянуть обратно на балкон. В итоге в фильме перелезание через балкон осталось за кадром.
Существует заблуждение, что Наталья Крачковская специально для фильма коротко постриглась. На самом деле ее прическа — это шапочка для плавания в сочетании с коротким париком. Всего в картине у актрисы было 5 париков.
В конце марта следующего года в Ялте за 2 дня сняли музыкальный эпизод с Зиной на набережной, в котором она поет про «январскую вьюгу».

Цензура

В ходе работ менялись и реплики героев: некоторые по прихоти режиссера, другие - по требованию надзорной комиссии. Вот некоторые из этих правок:

  • На царском пиру после фразы «Что за репертуар у вас?» лже-царь должен был продолжить: "Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь".
  • На том же пиру Бунша задает вопрос, за чей счет банкет, кто оплачивать будет? На что Жорж отвечал: «Народ». Фразу поменяли на «Во всяком случаи: не мы».
  • Принимая посла, Бунша приветствовал его фразой «Мир, дружба», которую заменили на «Гитлер Капут!». В оригинале у Булгакова было еще интереснее: Бунша произносит «Я на иностранных языках только революционные слова знаю, а всё остальное забыл…», в ответ на это Милославский отвечает: «Ну, говори хоть революционные, а то ты ведь никаких слов не произносишь». Пьеса была написана в середине 30-х годов, и для того времени такой ответ был понятным и актуальным, но в 70-х советский домоуправ уже не мог такое сказать.
  • В милиции Иван Грозный на вопрос о месте проживания должен был ответить «Москва, Кремль», но в итоге заменили на привычную «В палатах».
  • В фильме Жорж Милославский дарит послу ручку, которая его очень заинтересовала, но зрителю непонятно чем именно. В одном из интервью Леонид Куравлев поясняет, что на ручке было изображена женщина, «раздевающаяся» при переворачивании. Крупные планы с ручкой в финальную версию фильма не попали.

Сцены, не вошедшие в фильм

В первой половине апреля 1973 года «Иван Васильевич меняет профессию» был передан на «Мосфильм». Дирекция киностудии положительно оценила картину, внеся правки по сокращению длительности. Под «монтажный нож» попали эпизоды жарки котлет царем на кухне Шурика, незначительные планы Москвы, а также финал погони за Жоржем Милославским. К счастью, последний эпизод сохранился благодаря выходу короткометражки «Черные перчатки» для домашнего просмотра. Фильм рассказывает о Жорже Милославском, который использует черные перчатки для совершения преступлений. В этой версии представлена основная линия фильма, с перемонтированной последовательностью событий: погоня за «демонами» по кремлю происходит после царского банкета, а не до него. В эту версию вошла финальная сцена погони: Жорж скрывается от преследователей на речном трамвайчике, он удобно устраивается на сиденье в компании двух симпатичных девушек, но после того как судно проплывает под мостом, на месте девушек оказываются милиционеры.

В итоге финальная версия фильма стала «легче» на 177 метров пленки и 10 минут. Премьера в кино состоялась 21 сентября 1973 года.



Please publish modules in offcanvas position.